24.02.2020, 14:49
Қараулар: 76
Не впасть в заблуждение

Не впасть в заблуждение

Нередко  на улицах наших сёл и городов мы сталкиваемся с мужчинами, главным образом, молодыми,  с неопрятной бородой, в укороченных штанах или женщин в необычных одеяниях, скрывающих всё вплоть до лица. Их принято считать сторонниками  «нетрадиционного» ислама. Отличительной чертой этих людей, именуемых салафитами, является идеология отрицания всего, что происходит от людей, отдавая приоритет только исключительно Корану и тем самым подрывают традиционные формы мусульманского общества. Где истоки этого явления? Обратимся к истории.

Как известно, ислам — самая распространённая религия в Казахстане, мусульмане составляют 70% населения страны. Большинство казахов причисляют себя к мусульманам, эта религия является частью национальной идентичности казахов. Впервые ислам начал распространяться в городах на юге современного Казахстана в VIII веке. Тюрки кочевники, обитавшие на территории Казахской степи изначально приняли ислам в 1043 году. В Казахстане помимо названия «салафия» в отношении салафитов широко применяется термин  «ваххабизм». Стоит отметить, что «ваххабитами» в Средней Азии называют любое религиозное течение. Разделение же между «салафитами» и «ваххабитами» является искусственным, ведь они считают себя приверженцами так называемой  «чистой веры»- традиционного ислама без местной специфики. Салафиты Казахстана являются бескомпромиссными противниками суфийских течений, они резко осуждают почитание шейхов, посещение святых  мест и другие суфийские практики. Всё это расценивается ими как ширк (язычество) и бида. Между тем Сунна и укоренившиеся традиции в исламе – это опыт прошлых поколений, когда было выработано немало сдержек  и ограничений для того, чтобы отношения между мусульманами и немусульманами не вспыхивали враждой и кровавыми столкновениями. Отрицание этого опыта чревато опасностью.

Движение салафитов в Казахстане зародилось в начале 1990 года и было обусловлено принятием Закона  «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Также на распространение салафии повлияла казахстанская молодёжь, получившая религиозное образование зарубежом.

Постепенно в деятельности нетрадиционного религиозного течения проглядывалось стремление использовать прямые ссылки на Коран и демонстративный отказ от многих традиций, с целью оторвать молодежь от авторитетов и вовлечь их в политическую борьбу, в том числе, вооруженную. Это был тактический ход, использующий активность молодежи, радикальное настроение, а также невысокую грамотность в вопросах вероучения среди молодежи.

В этой ситуации официальные власти нашей страны и духовенство не сидели сложа руки, а делали всё возможное, чтобы оградить общество от влиянии чуждого нам, избежать столкновения и кровопролития. Как видно, опасность от подобных движений существует, и она заключается вовсе не в том, что это является якобы «ударным отрядом» радикального исламизма. Главная опасность в том, что в подобном движении, видное место занимает джихат, в  смысле войны с неверными, легко переходят от мирной  деятельности к вооружённым акциям и терроризму. После этих событий была поднята тема законодательного запрета салафизма на территории Казахстана. Надо отметить, что официальные власти и духовенство негативно отнеслось к использованию и публичную демонстрацию атрибутов  и внешних признаков «деструктивных религиозных течений», в том числе можно отнести одежду, закрывающую лицо, «характерную» бороду и укороченные штаны. И еще в последнее время сторонники нетрадиционного ислама, считающиеся себя представителями «чистой» веры фигурируют  в неблаговидных деяниях, в криминальных сводках. В  Акжаикском районе умер молодой человек, считавшийся сторонником нетрадиционного религиозного течения. Судмедэкспертиза показала, что смерть наступила из-за повреждения печени, в результате чрезмерного употребления спиртных напитков, неправильного образа жизни.

Как показывает жизнь, что утверждение представителей нетрадиционной религии о чистоте их помыслов и дел зачастую не отвечает действительности. Нужно ли это нам?

Талап Еленазар.

с.Чапаево